Стресс-тест: как городская среда помогает сохранить психическое здоровье
Большой город оформился как явление только в начале XXвека. И, несмотря на то что специалисты имеют мало статистических данных и глубинной аналитики о том, насколько удобно жить в таких огромных агломерациях, как Москва, Нью-Йорк и Шанхай, некоторые тенденции уже видны. Как отмечает архитектор и партнер "Бюро А4" Сергей Марков, рост больших городов способствовал развитию психологии. Любопытно, что и термин "нервозность" тоже возник и применялся среди жителей именно урбанизированной среды.
И таких факторов много, подчеркивает он: одиночество в толпе и в большом городе, социальный стресс и изоляция, шумовое и визуальное загрязнение.
С этим согласен архитектор и сооснователь бюро Osetskaya.Salov Александр Салов, по словам которого, город дает нагрузку на ментальное состояние, накладывая отпечаток на физиологию, так как психика пытается подавить негативные эмоции через тело.
Если брать Москву, то уровень напряженности городской обстановки в ней очень ярко прослеживается по комментариям приезжих: "бешеный ритм", "постоянная спешка", "давящие огромные пространства".
Однако десять лет назад российская столица встала на путь перезагрузки благодаря проекту "Моя улица" и ряду других программ по благоустройству и модернизации городской среды и инфраструктурной составляющей. Все они существенно повысили комфорт города, сделав его дружелюбнее к человеку, которому теперь не хочется сбежать из города в свои четыре стены, а, напротив, хочется взаимодействовать с окружающим общественным пространством, исследовать его.
Так, в 2019 году начала работать комплексная программа по созданию единого стандарта качества жизни и городской среды "Мой район". То есть столичные власти пришли к осознанию, что нужно преображать не только парадные части Москвы, но также важно сделать комфортными те места, с которыми горожане соприкасаются каждый день: районные парки, пешеходные маршруты, местные инфраструктурные и досуговые объекты.
Параллельно шла комплексная модернизация московских коммунальных систем, что как раз позволило снизить физическое воздействие стрессовых факторов:
За несколько лет Москва стала на 40% светлее. А около трети от общего количества фонарей наружного освещения уже работают на светодиодах и способны загораться по всей Москве одновременно и мгновенно. Таким образом в сумерки абсолютно все районы города становятся безопасными и комфортными для автомобильного передвижения и пешеходных прогулок.
Причем в Москве уровень освещения строго определен, улицы, дороги и здания должны быть освещены так, чтобы обеспечивать соответствие нормируемым значениям , но при этом не причинять дискомфорт. Наружное и архитектурно-художественное освещение нормируются по освещенности и яркости.
Именно поэтому в столице в последние годы ведется активная реконструкция этих объектов. В частности, на Люберецких очистных сооружениях запущены новые блоки, включающие в себя аэротенки с глубоким удалением азота и фосфора, и две автоматизированные станции мониторинга атмосферного воздуха. Они круглосуточно измеряют концентрацию сероводорода, аммиака, метана, оксидов азота, углеводородов, а также метеопараметры. Большой объем работ был реализован и на Курьяновских очистных сооружениях. Оба крупнейших в Европе комплекса, принимающих сточные воды, обновлены с учетом самых современных технологий. Выполненные мероприятия позволили улучшить качество возвращаемой в природу воды и гарантированно исключить неприятные запахи.
Еще один дополнительный стрессовый фактор в мегаполисе – дефицит времени.
Эксперт подчеркивает, что жителям крупных городов всегда нужно принимать решения, в какое место поехать, а от какого отказаться. В итоге люди совершают за день меньше действий, чем хотели бы. Вместе с тем, многие ходят по излюбленным направлениям и хорошо знают лишь некоторые части города.
"Они скрывают от себя мегаполис, не обращают на него внимания. Горожане выбирают свое место обитания, где чувствуют себя более спокойно", – говорит Шапиро.
Скорость жизни и движения в мегаполисе выше, чем в провинциальных городах, поэтому Москва вполне закономерно оказывает влияние на всех, диктуя даже темп ходьбы, обращает внимание психолог Марина Гладышева, называя это элементарным эффектом толпы.
Подстраиваться под скорость мегаполиса человека может заставлять что угодно, считает эксперт. Это и страх опоздать, и желание быть не хуже, чем люди вокруг, либо намерение включаться в общую массу и не выпадать из процесса.
Однако тут столице есть чем парировать, указывает Шапиро. В Москве ведется масштабная работа по "склеиванию" города как с точки зрения его восприятия жителями, так и с точки зрения их навигации.
Самый большой антистресс-проект, который сейчас успешно реализуется в Москве – реконструкция транспортной системы. Шапиро считает, что эта реформа делает город более понятным и связанным воедино.
Он вспоминает теорию градостроителя Кевина Линча. Согласно ей, с развитием общественного транспорта, прежде всего метро, люди начинают воспринимать город дискретно. Если человек в основном пользуется подземным транспортом, он знает не только свои излюбленные маршруты, но и ключевые точки на них, где он, как крот, вылезает на поверхность.
Развитие разных видов наземного транспорта и умножение вариаций маршрутов предоставляет человеку выбор, как именно ему выстраивать свою навигацию. Благодаря такой альтернативности горожанин буквально может заново исследовать город. Скажем, после открытия Московского центрального кольца (МЦК) многие горожане наконец вживую увидели какие-то территории, которые ранее выпадали из их поля зрения, поскольку основной путь пролегал в метро под землей. Плюс с возможностью перевозить на МЦК велосипеды появились новые комбинированные варианты перемещения по городу как с помощью общественного транспорта, так и личного.
Кстати, открытие проезда по крупному городу на велосипеде или самокате стало одним из важных терапевтических приемов для уменьшения стресса, добавляет Шапиро. Эксперт отмечает, что в Москве появление общественных велосипедов и самокатов помогло сделать территорию доступнее. Она стала более связанной и проницаемой.
Теория пятнадцатиминутного города – еще один шаг к формированию комфортной городской среды. Ее идея заключается в том, что человек может закрыть все базовые потребности в радиусе 15 минут ходьбы или езды на велосипеде от дома. Таким образом горожанин может существовать в ограниченном и легко воспринимаемом пространстве, где ему все знакомо, указывает архитектор Wowhaus.
Архитектор и партнер "Бюро А4" Сергей Марков обращает внимание на то, что планомерная работа с городским движением, контролем скорости, парковочной стратегией дает свои плоды.
В центре Москвы за последние годы создано благоустроенное пространство, соединенное пешеходными маршрутами. . Например, обновленные переулки Арбата и Хамовников с их скверами и дворами сохранили колорит местности, но стали комфортнее и функциональнее.
Также в Москве есть хороший пример того, как объединение разных районов и человеческих потоков преображает пространство в совокупности с развитием шаговой доступности. "Парк Яуза", пролегающий вдоль одноименной реки, а также ее притока Чермянки, начали создавать в 2016 году, каждый год обновляя новые участки. По итогам всех работ парк единым маршрутом протянется через десять районов Северо-Восточного административного округа.
Примечательно, что вся начинка и функции, которыми обладает огромная территория "Парка Яуза", продиктованы пожеланиями жителей, либо особенностями их времяпровождения. Разумеется, там уже можно не только гулять. Его инфраструктура позволяетт реализовать максимум видов досуга. В частности, там создано или обновлено более 140 различных спортивных и детских площадок, порядка 14 километров экотроп, свыше 20 километров беговых и более чем 17 километров велодорожки. Все локации взаимосвязаны между собой разными маршрутами и доступны. А на карте Москвы в скором времени появится единая зеленая зона протяженностью порядка 20 километров от МКАД до Ростокинского акведука с выходами в Лосиный остров и на ВДНХ.
В то же время на окраинах столицы происходит перезагрузка локальных зон притяжения вместе с расширением их инфраструктуры.
Впрочем, как бы активно город не работал в направлении снижения числа вредных для нашей психики факторов, все равно это не будет иметь нужного терапевтического эффекта без внутренней работы каждого человека над собой.
Плотность человеческих потоков и масштабы города, разумеется, сказываются на общем эмоциональном фоне жителей столицы. Сюда же стоит прибавить хроническую усталость, нехватку времени на семью. Однако здесь есть свои нюансы, которые не всегда связаны с местом и условиями жизни, уверена Гладышева, так как стрессовые ситуации людей во многом связаны с их личными внутренними переживаниями. Кроме того, механизм адаптации конкретного человека к большому городу сугубо индивидуален.
Гладышева указывает, что любая смена обстановки лишь ненадолго купирует триггеры, приводящие к стрессу. Скажем, если человек переживает за что-то, то даже масштабное преображение пространства вокруг него существенно не повлияет на его состояние.
"Например, если вы беспокоитесь о масштабном кризисе или конфликте, то вы будете бояться этого везде. Разве что ненадолго абстрагируетесь из-за смены места, перестанете вертеться в своих привычных ощущениях, но со временем они вас настигнут. Поэтому говорить о масштабах стресса сложно, все индивидуально", – констатирует психолог.
Городская среда, разумеется, может благотворно повлиять на избавление от стресса, но важно помнить, что этот эффект будет временным. Например, если человек в будний день решил посреди напряженного рабочего дня прогуляться или уединиться в близлежащем сквере, то эта смена ощущений будет недолгой. А в итоге ему придется вернуться в офис, где он окажется во все той же нервной обстановке.
Играет роль только более глубокое состояние человека и его внутренние триггеры, хотя люди часто ищут решение во вне, подчеркивает психолог. Однако ни один цветок или парк не облегчит внутренне состояние человека, а даст лишь временный эффект, указывает она.
"Поэтому крайне важно заниматься своим психическим здоровьем, как и физическим, с помощью специалистов. А городская среда в данном случае может стать дополнительным инструментом терапии", – говорит специалист.
Так или иначе Москва активно работает над тем, чтобы предоставить горожанам как можно больше мест, где можно выходить из постоянной спешки и переключаться на другие виды активности и досуга.
Марков отмечает, что человеку в первую очередь нужна качественная коммуникация в городской среде, места или события, где он может снять социальный стресс и изоляцию. По его словам, будущее за комплексным подходом к формированию городской среды с оглядкой на стресс-факторы и создание коммуникативных связующих поинтов, интегрированных в мегаполис.
Это могут быть не только конкретные места или точки, как парки, сады или паблик-арт, это и городские события: уличный театр, фестивали, парки аттракционов.