"Русь уходящая" Павла Корина
Корин появился на свет в 1892 году в селе Палех Владимирской губернии – в семье потомственных иконописцев. Учился в иконописной школе, потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Революцию Корин не принял. А замысел "Реквиема" возник у художника в 1925 году во время отпевания патриарха Тихона в Донском монастыре. Он был сродни "Реквиему" Гектора Берлиоза. Корин писал: "Какое величие! Какая музыка! Этот пафос и стон должен быть в моей картине".
В 1931 году Корин писал портрет Максима Горького. Писатель увидел в углу мастерской наброски грандиозного полотна: крестный ход священников. Поинтересовался: что это?
– "Реквием", – не очень уверенно ответил художник. – Понимаете, это же все уходит из нашей жизни. Уходящая натура – уходящие люди… У Сергея Есенина есть такое замечательное стихотворение "Русь уходящая".
На что Горький сказал: тогда так и назовите картину – "Русь уходящая".В 30-е годы Корину пришлось несладко: коллеги по цеху строчили на него доносы в НКВД. В газете "Известия" его открыто называли "реакционером".
Спас Корина русский святой. В 1942 году он по заказу властей создал триптих "Александр Невский" – князь в латах на фоне знамени с ликом Христа. Сталину это произведение очень понравилось.
После войны Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи. В разрушенном Владимирском соборе Киева воссоздавал фрески Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, за что получил звание народного художника СССР, стал лауреатом Сталинской и Ленинской премий.
А "Реквием" так и остался лишь грандиозным замыслом. С годами общая идея полотна претерпела существенную метаморфозу: первоначальный вариант – гибель духовной традиции и подвижников – в окончательной версии превратилась в апофеоз Церкви как вечного и неиссякаемого духовного источника. Соответственно поменялась и композиция. Если в ранних вариантах эскизов конца 1920-х годов Корин изображал крестный ход, уходящих в небытие, то на последнем эскизе 1959 года – это прославление духовной силы православных подвижников. И место действия выбрано символичное – Успенский собор Московского Кремля.