ГлавАПУ: к каждой территории в Москве мы подходим индивидуально
– Расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят сегодня перед вашей организацией и как она участвует в развитии города?
– Москва заняла первое место в индексе качества городской среды по итогам 2023 года. Индекс рассчитывается по нескольким параметрам, в том числе касающихся урбанистики, архитектуры и планирования. Есть ли еще куда расти в этих направлениях? Нет ли вероятности, что какие-то другие города – более компактные, менее сложные – однажды опередят Москву?
– Я считаю Москву одним из самых комфортных, красивых и развитых мегаполисов мира. Наша столица уже не первый год занимает первые места в рейтингах городов по качеству городской среды, причем не только российских, но и мировых. Конечно, всегда есть куда расти, поэтому город прикладывает огромные силы, чтобы российская столица стала безусловным лидером по всем параметрам.
У нас ежегодно обновляются десятки улиц и дворов, создаются новые общественные пространства и точки притяжения для многих горожан. Масштабно за последнее десятилетие преобразился транспортный каркас столицы, сделав поездки по городу для москвичей значительно комфортнее. Обновляются старые и строятся новые, качественные и современные жилые кварталы.
– Ваши проекты скорее типовые или все же отличаются друг от друга? Если да, то чем? И будет ли что-то новое в проектах, которые еще только предстоит спроектировать?
Я уверен, что будущие проекты будут отличаться от текущих, ведь наш мир меняется и развивается. Мы всегда стремимся адаптировать новую застройку к существующей среде, которая отвечает потребностям современного горожанина.
– Еще одно направление вашей деятельности – разработка концепции благоустройства дворов. На чем вы делаете акцент? Чем ваши дворы отличаются от многих других?
– Наша основная задача при разработке концепций благоустройства дворов – создавать такие пространства, которыми горожанам будет удобно пользоваться. Для этого мы общаемся с жителями, выезжаем на территорию для натурного обследования и представляем себя в роли человека, который будет несколько раз в день проходить этот двор или гулять в нем. Мне кажется, такой подход необходимо применять всем проектировщикам.
Мы продумываем пешеходные связи, удобные транзитные зоны, зоны для отдыха пожилых людей. Не менее важно зонировать детские площадки по возрастам (для маленьких детей до 3 лет, дошкольной группы детей до 7 лет и школьников). Для всех групп следует подбирать разное оборудование. Кроме того, нужно грамотно оснащать и адаптировать игровые зоны и для маломобильных ребят, чтобы каждый из них чувствовал себя комфортно и безопасно.
– Каким образом вы взаимодействуете с жителями? Можете привести конкретные примеры, когда концепция разработана с помощью горожан?
– Наши сотрудники регулярно взаимодействуют с горожанами. Один из примеров – метод соучаствующего проектирования, который подразумевает участие москвичей в решении городских проблем совместно с проектировщиками. Наши специалисты встречались с жителями дворов, узнавали их потребности, проводили опросы и презентации и совместно определялись с будущем обликом территории.
Помню один очень интересный проект в Зеленограде, в районе Старое Крюково, к904. Здесь на одной из встреч был проведен конкурс рисунков среди маленьких жителей двора. Оценивая работы, мы заметили, что тема космоса пользуется особой популярностью: образы с ракетами, космонавтами и орбитальными станциями встречались чаще остальных. Эту концепцию наши специалисты отразили в проекте: подобрали "космические" малые архитектурные формы для детских площадок и сделали велодорожку, по форме напоминающую космическую орбиту. Думаю, ребята остались довольны, что их идеи воплотились в жизнь.
– Важным этапом в формировании облика Москвы стала разработка дизайн-кода города. А чем он уникален?
– Дизайн-код действительно кардинально изменил облик столицы. Думаю, многие уже и не вспомнят, как выглядели центральные улицы Москвы 15 лет назад: кричащая наружная реклама, скрывающие фасады вывески и общий визуальный шум. ГлавАПУ совместно с Москомархитектурой и студией дизайна разработало архитектурно-художественную концепцию на установку рекламных конструкций для 11 центральных улиц города. На ее основе было составлено руководство по размещению рекламных вывесок для владельцев коммерческих объектов.
Помимо общих правил в руководство включены рекомендации, как наиболее гармонично интегрировать вывески в фасад исторических зданий, не нарушая их архитектуру и учитывая цветовую палитру.
– Флагманами развития городской среды в Москве являются бывшие промзоны и неэффективно используемые территории. Что вы делаете в этом направлении? Как будет выглядеть Москва, когда все промзоны освоят и облагородят?
– ГлавАПУ принимает непосредственное участие в разработке проектов по программе комплексного развития территорий, в рамках которой реорганизуются бывшие промзоны, незастроенные и неэффективно используемые участки. В Москве сейчас на разных стадиях реализации находятся 236 проектов. Общая площадь проектов превысила 3,1 тысячи гектаров.
На месте заброшенных заводов и недостроенных объектов появляются новые районы с качественной архитектурой, развитой инфраструктурой и благоустроенными пространствами. Это очень масштабная программа, благодаря которой город получит новые рабочие места, а горожане – современное жилье, доступную среду и новые точки притяжения.